Развитие. Концепция развития МГГЭУ в 2022-2027 гг.

Основной стратегической целью МГГЭУ является формирование на базе университета ведущего образовательного, научно-исследовательского, экспертного и методического центра в области инклюзивных технологий образовательной деятельности, обеспечивающего высокий уровень подготовки кадров, существенный научно-практический вклад в инновационное развитие и социальное благополучие России.

К оперативным целям деятельности МГГЭУ относятся:

  • Развитие эффективной инклюзивной образовательной экосистемы университета посредством: реализации сетевых технологий образовательной и исследовательски-проектной деятельности в партнёрской среде университета; цифровой трансформации процессов образовательной и организационно-управленческой деятельности; стратегической трансформации содержания образования с учетом актуального общественного запроса, внешних тенденций и вызовов;
  • Формирование системы непрерывного профессионального развития инвалидов и специалистов по работе с инвалидами на основе инструментов стратегического управления занятостью в условиях качественно организованной и обеспеченной безбарьерной вузовской среды мирового уровня;
  • Достижение значимых научно-прикладных результатов исследовательской деятельности Университета, обеспечивающих интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ в обществе на качественно новом уровне;
  • Достижение значимых результатов Университета как ведущего экспертного и методического центра в области инклюзивных образовательных технологий, педагогики абилитации; разработка и апробация на базе Университета технологического и методического сопровождения процессов абилитации, реабилитации и общественной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ широкого ведомственного диапазона;
  • Развитие на базе Университета системы управления знаниями в области педагогики абилитации, инклюзивного образования и профессиональной социализации инвалидов федерального уровня;
  • Повышение уровня подготовленности и мотивации абитуриентов основных профессиональных образовательных программ средствами системной предпрофессиональной подготовки;
  • Достижение качественно нового уровня кооперации Университета с реальным сектором экономики и банковской сферой по вопросам подготовки инвалидов и специалистов для работы с инвалидами с учетом актуальных и перспективных кадровых потребностей;
  • Совершенствование системы управленческой деятельности университета на основе внедрения инструментов управления качеством и экономической эффективностью.

Ключевыми характеристиками целевой модели развития МГГЭУ являются:

  • Экосистемный подход к развитию инклюзивной среды вуза, подразумевающий интеграцию в единую сеть инклюзивных образовательных пространств, формирующихся в процессе взаимодействия Университета и внешних партнерских организаций и обеспечивающих возможность обучающихся оптимально выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию за счет доступа к широкому предложению образовательных модулей, программ, курсов, стажировок и практик МГГЭУ и партнерских организаций;
  • Использование инструментов стратегического менеджмента при планировании, организации и реализации образовательного процесса в Университете: от этапа предпрофессиональной подготовки инвалидов и будущих специалистов для работы с инвалидами до этапа трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников;
  • Применение проектного менеджмента в организации и реализации научно-прикладных исследований Университета;  развитие ресурсной базы научно-прикладных исследований в области:
    – экономики здоровья и здравоохранения,
    – социального проектирования и психолого-педагогического сопровождения процессов общественной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ,
    – стратегического управления занятостью инвалидов и специалистов по работе с инвалидами,
    – управления знаниями в области инклюзивного образования, и профессиональной социализации инвалидов и др.;
  • Формирование репозитория данных и системы управления знаниями в области методической и экспертной поддержки инклюзивных технологий образовательной деятельности;
  • Формирование эффективной системы управленческой деятельности университета на основе внедрения инструментов управления качеством и экономической эффективностью, цифровизации управленческих процессов.

Уникальные характеристики стратегического позиционирования

Уникальные  характеристики стратегического позиционирования МГГЭУ обеспечиваются реализацией следующих видов деятельности:

1) развитие экосистемы адаптированных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей инвалидов, лиц с ОВЗ;

2) реализация модели непрерывного профессионального образования специалистов разного профиля, обладающих компетенциями работы с инвалидами;

3) формирование и развитие консорциума образовательных организаций в области подготовки специалистов для детского и молодежного инклюзивного отдыха;

4) развитие сети  образовательных инклюзивных организаций СПО в регионах РФ, объединение ресурсов организаций для повышения качества  профессионального обучения и образования обучающихся, просветительской деятельности и организации точек роста интегрированной общественно-профессиональной среды;

5) распространение опыта  эффективной профессиональной социализации инвалидов в широкой партнерской сети организаций и предприятий вуза; просветительская деятельность; оказание методической помощи в организации рабочих мест инвалидов; реализация программ постдипломного сопровождения инвалидов;

6) планирование образовательной деятельности на всех уровнях образования, начиная с предпрофессионального, с учетом специфики трудоустройства инвалидов, инструментов стратегического управления занятостью инвалидов и специалистов по работе с инвалидами;

7) осуществление научно-прикладных проектов, направленных на формирование безбарьерной среды для инвалидов в любом общественном пространстве;

8) разработка, апробация и внедрение в практику методов абилитации, реабилитации и общественной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ; информирование общественности о результатах разработок; широкая просветительская деятельность; консультационная помощь и поддержка;

9) экспертиза в области инклюзивных образовательных технологий, педагогики абилитации; технологического и методического сопровождения процессов абилитации и реабилитации;

10) формирование системы управления знаниями в области педагогики абилитации, инклюзивного образования и профессиональной социализации инвалидов, не имеющей аналогов в РФ и мире.

Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности.

Образовательная политика

Направление совершенствования структуры, содержания, ресурсного и кадрового обеспечения образовательной деятельности в Университете:

I. Cтратегическая трансформация структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ в направлении повышения их практикоориентированности с учетом возможности построения индивидуальных траекторий обучения и освоения компетенций, необходимых для работы инвалидов и с инвалидами; расширение и совершенствование базы практик обучающихся; заключение договоров на целевую подготовку специалистов – инвалидов, специалистов для работы с инвалидами. Привлечение к преподаванию в вузе наиболее авторитетных специалистов в предметных областях на сетевой основе, реализация системы непрерывного совершенствования компетенций преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. Расширение ассортимента и повышение качества дополнительных профессиональных образовательных программ для целей совершенствования компетенций студентов Университета, корпоративных и индивидуальных заказчиков образовательных услуг. Развитие инклюзивной образовательной экосреды вуза.

Развитие данного направления деятельности связано, в первую очередь, с существенным развитием и укреплением партнерской среды вуза и оптимизацией процессов по синхронизации потребностей рынка труда с формированием гибкой модульной структуры и актуализацией содержания образования.

Решение поставленных задач будет способствовать повышению мотивации обучающихся и совершенствованию всей системы подготовки специалистов, развитию у них гибких навыков, в том числе навыков работы в инклюзивной среде, что повысит их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда; таким образом, доля трудоустроенных выпускников будет стабильно повышаться и достигнет к 2027 году показатель >90%.

II. Развитие материально-технической базы всех направлений подготовки вуза, создание имитационной среды профессиональной деятельности, универсальных рабочих мест инвалидов; комфортного трансформируемого пространства кампуса Университета.

Решение поставленных задач позволит существенно улучшить бытовые и социально-психологические условия внеучебной деятельности и проживания студентов в общежитии Университета, что существенно повлияет на повышение привлекательности вуза для студентов, в том числе студентов-иностранцев. Решение задач  также позволит большему числу студентов во внеучебное время заниматься физической культурой на регулярной основе, что позволит достичь показателя «Доля систематически занимающихся физкультурой»  >95%.

III. Развитие инклюзивной системы внеучебной деятельности студентов, включающей студенческую научно-исследовательскую и проектную деятельность, гражданско-патриотическое воспитательную деятельность, творческую, спортивную и волонтерскую деятельность. Трансформация социокультурной среды вуза в высоконравственное пространство гражданской позиции, патриотизма и корпоративной этики обучаемых и обучающих.

Решение поставленных задач будет способствовать: формированию благоприятной социокультурной среды вуза – проводника знаний и высокой морали, реализации модели здорового коллективизма, развитию духа товарищества, взаимопомощи, поддержки творческих начинаний, что в конечном итоге обусловит рост общественной роли вуза и воспитанию преданных академической среде и ее принципам молодых ученых и преподавателей, омоложению преподавательского  состава и достижению показателя 45% и более работников в возрасте до 39 лет в общей численности НПР вуза.

Обеспечение условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся

Реализация модели обеспечения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся означает:

1) обеспечение технической возможности всем студентам Университета осваивать цифровые компетенции вне зависимости от направления подготовки и состояния здоровья обучающегося;

2) обязательность освоения компетенций и навыков использования цифровых технологий на деятельностно-технологическом уровне, означающем наличие умений и навыков по целенаправленному применению актуальных цифровых технологий для решения практических, образовательных и профессиональных задач;

3) обеспечение возможности выстраивания студентами индивидуальных образовательных траекторий посредством выбора элективных курсов/факультативов в области цифровых технологий.

Решение поставленных задач будет способствовать достижению показателя 100% выпускников МГГЭУ, владеющих цифровыми навыками на деятельностно-технологическом уровне.

Мероприятия по цифровой трансформации Университета

Реализация мероприятий по цифровой трансформации Университета осуществляется посредством:

1) развития цифровых сервисов: создания единой информационной системы сопровождения образовательного процесса в Университете, предусматривающее постепенный переход на российское ПО (система автоматического онбординга образовательных курсов Teachbase/аналогичные, позволяющая собрать в едином образовательном пространстве образовательное предложение Университета/вузов-партнеров/предприятий партнеров/др., обеспечивающая построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

2) совершенствования практикориентированного обучения в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ как элемент объединения усилий Университета и реального сектора экономики посредством обеспечения доступа обучающихся к информационным ресурсам предприятий/организаций-партнеров;

3) совершенствования системы контроля онлайн активности обучающихся;

4) использования цифровых инструментов обучения, как в рамках дистанционного формата обучения, так и в рамках классического обучения (реализация формата смешанного обучения);

5) использования портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), обеспечивающего доступ к российским онлайн-курсам в образовательном процессе;

6) использования цифрового сервиса «Поступление в вуз онлайн»;

7) модернизации цифровой инфраструктуры МГГЭУ; развития ИТ-инфраструктуры: замены морально устаревшего оборудования на оборудование, отвечающее современным техническим требованиям;

8) полномасштабной автоматизации процессов посредством интеграции системы 1С;

9) подготовки специалистов, которые будут отвечать возросшим технологическим требованиям в рамках подготовки по образовательным программам: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавриат), 19.03.01 Информационная безопасность (бакалавриат), 09.04.03 Прикладная информатика (бакалавриат).

10) организации работы команды цифровой трансформации МГГЭУ;

11) повышения квалификации ППС и АУП, направленное на приобретение цифровых компетенций.

Научно-исследовательская политика

Направление развития ресурсной базы научно-прикладных исследований и формирования системы трансфера полученных знаний и продуктов научно-прикладных разработок во внешнюю среду вуза включает:

1) создание организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий для функционирования проектных групп по приоритетным направлениям научно-прикладных исследований;

2) формирование, организация деятельности и функционирование на постоянной основе центра трансфера знаний и продуктов научно-прикладных разработок во внешнюю среду вуза.

Применение проектных технологий в организации научно-прикладных исследований позволит достичь показателя объема НИР и ОКР на одного НПР >500 тыс. рублей.

Молодежная политика

Реализация планов по направлению молодежной политики предполагает поэтапное вовлечение обучающихся через учебную и внеучебную деятельность в осуществление общественно-значимой деятельности вуза:

  • просветительской;
  • исследовательской прикладного характера для нужд региона;
  • волонтерской;
  • проектной в самых разных общественных сферах.

Участие в социально-значимой деятельности студентов МГГЭУ обуславливает формирование у них активной жизненной позиции, преодоление иждивенческих настроений, способствует социализации и профессионализации. Активное участие студентов в различных мероприятиях и их достижения при реализации проектов повлияют, в том числе, на медийную активность вуза, что позволит Университету войти в Топ-20 рейтинга медийной активности.

Кампусная и инфраструктурная политика

Целью университета является развитие материально-технической базы, уменьшение дефицита научно-учебных и социальных площадей, развитие спортивной и социальной структур, создание современной, комфортной, технологически оснащенной среды для обучения и развития будущих специалистов, для труда и отдыха обучающихся, преподавателей и сотрудников

В этой связи, важнейшей задачей является обеспечение ввода в эксплуатацию в 4 квартале 2024 г. нового корпуса общежития в московском кампусе университета.

Совершенствование инфраструктуры университета в 2022-2027 г.г. будет осуществляться с учетом целей развития на основе программного подхода, позволяющего сконцентрировать ресурсы в условиях дефицита финансовых средств, на следующих направлениях:

  • формирование социокультурного кластера на базе московского кампуса университета.

Это направление предполагает большую открытость университета к внешним контактам, значительному увеличению количества мероприятий с участием гостей;

  • создание неформальных образовательных пространств и пространств коллективного пользования.

В рамках этого направления предполагается создать несколько коворкингов, оснащенных компьютерной и оргтехникой, доступом в Интернет;

  • обновление внутреннего пространства корпусов кампусов. Оформление помещений будет выполнено в едином корпоративном стиле, для этого будут разработаны бренд-бук и дизайн атлас университета.

Одновременно предполагается увеличить количество трансформируемых аудиторий и помещений;

  • развитие кампусных сервисов. Обеспечить качество и скорость каналов беспроводного доступа в Интернет на территории кампусов, развитие бытовых услуг (парикмахерская, косметология, химчистка), создание условий для пребывания в кампусе детей сотрудников в течении дня (детская комната).
  • предусматривается комплекс мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры по обеспечению безопасности каждого объекта. Модернизация системы охраны, информационной безопасности, видеонаблюдения и сигнализации будет способствовать поддержанию уровня безопасности в должном состоянии. Наряду с этим предусматривается увеличение количества кнопок вызова экстренной помощи для студентов университета.
  • предусматриваются работы по совершенствованию доступной среды для студентов-инвалидов, включая применение появляющихся новых технических и организационных решений в этой области.

Основная стратегическая цель московского кампуса – стать признанной в России платформой для внедрения и развития новых моделей инклюзивного образования, поддержания здоровья и гармоничного развития личности.

К 2027 г. все кампусы ФГБОУ ИВО «МГГЭУ» и филиалов должны быть переформированы в экосистему учебных и научных, вспомогательных и хозяйственных помещений, в которой доступен широкий спектр услуг в шаговой доступности – от обучения и профессионального развития до рекреации и спортивно-оздоровительных услуг.

Система управления университетом

Направление формирования эффективной системы управленческой деятельности университета на основе внедрения инструментов управления качеством и экономической эффективностью включает следующие мероприятия:

1) оптимизацию организационно-управленческой структуры МГГЭУ с учетом стратегических задач развития вуза;
2) введение эффективных контрактов для сотрудников Университета;
3) внедрение методов проектного управления при формировании планов приносящих доход видов деятельности;
4) внедрение системы менеджмента качества МГГЭУ;
5) полный переход вуза на электронный документооборот.